Беседы с детским психологом: игре все возрасты покорны!

В настоящее время в детских клубах и развивающих центрах Минска появился новый формат детско-родительских мероприятий – игровые встречи, на которых дети совместно с родителями и в сопровождении специалиста играют в сюжетно-ролевые игры. Об этом уникальном и новом явлении для Беларуси расскажет детский семейный психолог Наталия Талай. Информация из первых уст, поскольку в настоящее время Наталия единственный сертифицированный специалист в этой области.

игры с детьми, как правильно играть с ребенком, игровые встречи в Минске

Для чего нужны сюжетно-ролевые игры?

Помните, как в нашем детстве все мальчишки играли в «войнушку», а девочки в «дочки-матери», ну еще, конечно в «магазин» и «варили супчики» из одуванчиков… А во что сейчас играют современные дети? Работая с детьми, я много наблюдаю и включаюсь в игру детей. Игра не просто развлечение для детей, игра неотъемлемая слагаемая настоящего детства, в игре, как в зеркале отражаются важные моменты  развития детской психики. И если говорить об играх в целом – то, это культурное явление: меняется общество —  меняются и игры. Из практического опыта могу сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены и, увы, эти перемены не в лучшую сторону. Игры детей сейчас шаблонны, в них часто проигрываются разрушительные сценарии, дети «залипают» на мультяшных персонажей, с трудом принимают правила игры установленные не ими. Стирается грань между вымыслом и реальностью: дети разучились играть «понарошку»! В детских садах спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, дети конфликтуют из-за игрушек и воспитателю приходится их постоянно ограничивать и организовывать. Это лишь наиболее общие проблемы, связанные с детскими играми. И одно из решений этих проблем  — создание пространства, где дети могут играть свободно и творчески. Сюжетно-ролевая игра — это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Только вдумайтесь: участнику необходимо  определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры – например, соорудить пиратский корабль из стульев и покрывал; и при этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.

Почему игровые встречи набирают популярность, в чем секрет?

Современные родители, которые заботятся о гармоничном развитии собственных детей, уже не спрашивают: зачем играть с  детьми? Они задаются вопросом: «Как играть с ребенком? И где выкроить время для дорогой кровиночки, чтобы погрузиться в совместный творческий процесс?». Но современные реалии и ритм большого города, где все торопятся, а родители очень  заняты работой, чтобы достойно обеспечить свою семью, диктуют свои условия: проще заплатить специалисту, чем сделать самому; проще запланировать кружки и развивающие занятия, чем позаниматься с ребенком дома. Это действительно так – я и сама часто руководствуюсь этими соображениями. И если быть совсем откровенными: бурная детская активность не всегда уместна в городских квартирах, а единственные детки в семье и вовсе не имеют компаньонов для совместных игр. Дети часто просят родителей: «Поиграй, со мной!» На что большинство занятых родителей реагируют либо отказом, либо предлагают альтернативу в виде мультфильмов или компьютерных игр. А это, впоследствии, прорастает отсутствием близких доверительных отношений между родителями и детьми, проблемами подросткового периода с бунтарством и вызывающим поведением.

игры с детьми, как правильно играть с ребенком, игровые встречи в Минске

В чем отличие сюжетно-ролевых игр в сопровождении специалиста от детских развлечений с аниматорами?

Действительно, на первый взгляд стороннего наблюдателя, сюжетно-ролевая игра — просто веселое развлечение: дети наряжаются, строят «домики» в компании взрослого. Но все не так просто, есть существенные отличия: во-первых, детский аниматор – это чаще актер, возможно, с педагогическими задатками, но его задача занять детей, развлечь, чтобы они не скучали и «были при деле». Аниматор имеет заготовленные шаблоны-сценарии и подходящий под них реквизит. Сопровождающий игру – специалист иного уровня – это обязательно психолог или педагог, прошедший соответствующее обучение. Сопровождающий игру обладает знаниями в области детской психологии и закономерностей групповых процессов, имеет навыки построения грамотных диалогов с ребенком и взаимодействия с участниками из выбранной роли для управления сюжетом и ходом игры. Во-вторых, сюжетно-ролевая игра не имеет сценария – это маленькая модель жизни с реальным социальным взаимодействием. Вот, ребенок пришел, познакомился с пространством и участниками, заявил себя в определенной роли. Поначалу он  наблюдает: какие правила, как общаться,  организовывать пространство вокруг себя, а затем начинает экспериментировать. Поэтому в этом процессе ребенку необходим «проводник» – компетентный и деликатный взрослый, который учитывает особенности каждого участника и помогает решать возникающие противоречия в ходе игрового взаимодействия. Опытный сопровождающий знает, как поддержать инициативу ребенка и чувствует момент, когда нужно самоустраниться, чтобы дети играли самостоятельно.

За что родители готовы платить? Какая конкретная практическая польза от сюжетно-ролевых игр?

Я называю сюжетно-ролевую игру живой мастерской по оттачиванию навыков общения и сотрудничества, мобильной лабораторией, где добываются самые искренние эмоции. Свободная игра создает необходимые условия для развития воображения и творческого мышления. Именно свобода, неопределенность сюжета, спонтанность ролей создает трудности, которые дети учатся преодолевать.

Итак, свободная самостоятельная активность, развиваемая в сюжетно-ролевой игре:

  • помогает улучшить общение среди сверстников
  • настраивает на сотрудничество и конструктивное решение межличностных конфликтов
  • учит сопереживать и выражать свои эмоции, даже негативные, безопасно.
  • формируют лидерские качества, уверенность в себе и гибкость ума
  • стимулирует творческие способности ребенка
  • способствует более легкой адаптации к детскому садику
  • прекрасно снимает умственное напряжения после учебных занятий в школе
  • служит детям отдыхом и полезным удовольствием, а так же является прекрасной профилактикой компьютерной и интернет-зависимости.

На какой возраст детей рассчитаны игровые встречи?

Перефразирую слова поэта: «Игре все возрасты покорны!» А если серьезно: развивать простые сюжеты  на основе подражания старшим, дети начинают с 2,5 лет, по мере взросления игровые навыки совершенствуются и к подростковому возрасту, дети начинают проигрывать сложные сценарии: «примеряют» на себя разные профессии, практикуются строить романтические отношения. Обычно игровые встречи проходят в таких возрастных диапазонах: 2,5-4 года; 3,5-6 лет; 5-7,5 лет; 6,5-10 лет; 10-14 лет. Разновозрастная группа обладает хорошим потенциалом, поскольку ориентирована на зону ближайшего развития детей, а присутствие родителей на игровых встречах дает возможность глубже понять своего ребенка, обменятся опытом с другими родителями, получить консультацию специалиста.

игры с детьми, как правильно играть с ребенком, игровые встречи в Минске

Где учат сопровождать сюжетно-ролевые игры?

К сожалению, в наших университетах пока нет такой дисциплины. Я училась  в Москве  на авторском курсе Егора Игоревича Бахотского —  медицинского психолога, игротерапевта с 18 летним опытом. Сейчас продолжаю обучаться дистанционно. Так же знаю, что в Британии уже существует отдельная профессия — плейвокер (playworker), которой обучаются в течении двух лет, чтобы работать с детьми на приключенческих площадках в «зеленых» школах.

 

А о том, где, когда и как можно поиграть со своими детьми, мы расскажем в продолжении этой статьи немного позже.  Кроме того, Наталия расскажет, как проходят игры, как это помогает деткам и их родителям.
Продолжение следует….

 

Если статья понравилась, то расскажи о ней друзьям! Пост!

Беседы с детским психологом: игре все возрасты покорны!: 4 комментария

  1. О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Но можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, свободно владеющий сложной бытовой техникой ребенок, будет успешным в школе?

  2. Буквально только вчера с сыном и племянником строили домик на улице, натягивали веревки в саду, к ним прещепками крепили старые покрывала, потом жгли костер и жарили картошку. Я всегда за такие совместные игры.

  3. Пока родители общаются за чашечкой чая, дети играют. Если у родителя есть желание, то и он может включаться в игру — это оговаривается в начале встречи.

  4. Внуку 4 года, сильно страдает из-за отсутствия друзей. Переехали  недавно в другой район и новых друзей ещё не завели. Все игры только с мамой или бабушками. А он хочет ровесников.. Как тут быть? 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

↓