Беседа с психологом: ребенок в социуме (продолжение)

Доброго времени суток, дорогие друзья сайта Orangefamily.ru!

советы детского психолога: ребенок в обществе, правила поведенияПродолжаем беседовать с детским психологом Наталией Талай на тему “Ребенок в социуме”. В прошлой статье мы рассматривали вопросы взаимодействия ребенка с другими детьми на площадке, в детском саду: Беседа с психологом: ребенок в детском коллективе.

В этот раз мы обсудим более общие вопросы, касающиеся нахождения ребенка в обществе (и не только).

Напоминаю, что Наталия отвечает на вопросы посетителей нашего сайта.

  • Как правильно объяснить ребенку, кто такие инвалиды (люди с ограниченными возможностями)?

Правильно объяснять, когда ребенок сам интересуется. Вот гуляете вы с ребенком по городу, мимо вас едет человек в инвалидном кресле, и вы решаете провести беседу: «Знаешь малыш, есть люди с ограниченными возможностями…» Ребенок уже на третьем слове заскучал, он видит: яркие цветы на клумбе, прогрохотал большой грузовик… Он даже не заметил, что мимо проехала инвалидная коляска.Ребенок задает важные вопросы, как раз, когда вы не ожидаете: «Мама, а почему тетя прыгает на палочках?» или «Смотри, а этот мальчик мне кривляется!» Вот тогда, исходя из ситуации поясните одной фразой: «Палочки – это костыли, на них тетя опирается, потому что у нее больные ножки» «Мальчик кривляется не специально – это такая болезнь».

  • Я вот абсолютно не знаю, как правильно нужно реагировать на замечания окружающих (например, в магазине), которые раздаются, когда Иринка в очередной раз что-нибудь клянчит (замечания: купите ребенку, Вам что жалко; а вот это вообще отпад — ну давайте я куплю, раз уж Вы не хотите).

Вероятно, Вы с Иринкой привлекаете много внимания окружающих и всегда находятся «податели непрошенной помощи». Вам следует выработать с дочерью правила поведения в магазине и других общественных местах. Дети «в очередной раз клянчат» именно потому, что знают: мама легко меняет свои решения. Приобретайте навыки уверенного родителя – об этом мой семинар «Шумовая атака или как противостоять слишком требовательному ребенку» 

  • Хотелось бы подробнее немного, как понять, что хочет малыш не умеющий говорить, например? Очень актуальная тема!

Если малыш еще не умеет говорить, то он сообщает о своих потребностях при помощи невербальных сигналов, т.е. общается при помощи языка тела. Чаще мамы интуитивно понимают своего ребенка, но бывают ситуации, когда снижается чувствительность к невербальным сигналам или, по какой-то причине, ухудшается качество контакта между мамой и ребенком. На своих занятиях я предлагаю игры и упражнения на развитие материнской интуиции и улучшение невербального контакта, например,«гляделки». Предложите малышу: «Давай поиграем, я выберу игрушку и укажу на нее глазами (внимательно на нее посмотрю), а ты мне ее принесешь». Затем меняетесь ролями — малыш выбирает, а Вы приносите. Играйте, так пока не наскучит. Неважно, если малыш ошибается – радуйтесь совместной игре.

  • У меня вопрос о страхах. Сыну уже 6 лет, а он даже в туалет боится сам идти, зовет меня, чтоб я у двери стояла. На кухню не то что вечером, днем не ходит, только со мной. В комнате сам не сидит, если я встаю, бежит за мной и спрашивает — куда я иду? Я не могу добиться объяснений, да он сам не может объяснить, что его пугает. Заметила, что реагирует на посторонний и незнакомый шум. Подбегает с круглыми от испуга глазами : «Мама, что это?» Я объясняю, это лифт шумит, или самолет пролетел, или вечером на мотоциклах по проспекту гоняют. Не представляю, как он после школы дома один будет находиться? От чего такие страхи и как их преодолеть? Ведь не может быть всегда вокруг тихо?

Очень серьезный вопрос. Боязнь посторонних шумов – лишь верхушка айсберга. Из описания понятно, что ребенок находится в тесной эмоциональной связи с Вами и не чувствует себя в безопасности, если мамы нет рядом. Конечно, до школы этот вопрос нужно решить: есть прекрасные методы, ориентированные на детей — песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия.

  • У меня сын вообще сторонится всех детей, а ведь ему уже 11 лет. Ни с кем не дружит, ни в классе, ни так, всё время сам по себе. На улицу не выгонишь. С детьми наших друзей общается нормально, не конфликтует,  маленьких опекает. Лучше бы он был непослушным и своевольным. А то не знаю, что делать в такой ситуации.

У ребенка в 11 лет уже сформированы достаточно устойчивые черты характера. То, что лучше для вас не значит, что это хорошо для сына. Страдает ли школьная успеваемость или качество Вашего с ним общения от того, что сын сторонится детей? Жалуется ли он сам, что с ним не хотят дружить? Если да, то Вашему сыну подойдет целенаправленная работа по развитию некоторых коммуникативных качеств. Проблема решаема за 5-6 консультаций.

  • Было бы интересно в будущем почитать рассуждения на тему перинатальной психологии.

Этот вопрос любезно согласилась прокомментировать Надежда Навроцкая, директор центра психологической поддержки «Вектор жизни»:

“Тема перинатальной психологии очень широка. Можно говорить о развитии и переживаниях малыша в утробе матери, по крайней мере о том, как это видят себе ученые-исследователи. Можно (и, по-моему, это гораздо важнее исследований состояния ребенка в период беременности) говорить о состоянии мамы в момент планирования беременности, в период ожидания малыша и, конечно, после родов. Все это — перинатальная психология. Буду рада ответить на ваши вопросы.”

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы к нашему детскому психологу Наталие, то задавайте в комментариях. Можете так же предложить следующую тему для наших “Бесед с детским психологом”.

Напоминаю, что нас консультирует Наталия Талай, сотрудник центра психологической поддержки «Вектор жизни» (г.Минск). Наши «беседы» с ней:

Если статья понравилась, то расскажи о ней друзьям! Пост!

Беседа с психологом: ребенок в социуме (продолжение): 8 комментариев

  1. спасибо за очередные очень интересные ответы!!!
    Марин, у меня тоже назрел вопрос к Наталии.
    Сыночку 1 год 1 месяц. Примерно с года он стал очень сильно зависим от меня, прямо «маменькин» сыночек. Как только я пропадаю из виду, даже просто выхожу в другую комнату, начинается плач. А на днях пошла в магазин, буквально на полчаса оставила с бабушкой, так он все это время капризничал и звал маму. Даже невозможно в душ пойти, он стоит под дверью и плачет так, словно его режут, а когда выхожу к нему — цепляется за ногу и никуда не отпускает, везде идет хвостиком… что делать? и как помочь малышу понять, что мама никуда не денется?
    Оставлять его почаще с другими членами семьи нет возможности, папы нет, мы всегда с сыночком вдвоем, вечером еще бабушка приходит с работы. Спасибо заранее за ответ!!!

    1. Алена, до полутора лет все дети очень уязвимы и зависимы от мамы. И чьим же сыном ему быть? Сами отметили – папы нет. После года у ребенка потребности в общении и познании мира возрастают и одной маме сложно удовлетворить все возрастающие потребности «годовасика». К тому же молодая мама вспоминает и о своих потребностях, которые долгое время не удовлетворялись, пока малыш нуждался в 100% заботе и внимании. Поэтому Вам и сыну необходимо расширение круга общения, желательно, чтобы сын видел положительный пример мужского поведения и имел возможность взаимодействия со взрослыми мужчинами. А Вам, в особенности, жизненно необходимы регулярные отлучки в целях поддержания душевного равновесия и удовлетворения личных потребностей. Душ, походы по магазинам – естественно-необходимый минимум. Нежелание отпускать маму, хождение хвостиком – признак тревоги и как следствие желание контролировать передвижения мамы. Рано или поздно всех деток посещает страх потерять маму, умение переживать его – важный жизненный опыт. В Вашем случае, этот страх актуализировался или вследствие каких-либо внешних ситуаций, или же это отражение Ваших внутренних состояний (тревога, эмоциональное истощение). Постарайтесь организовать свою жизнь с сыном с максимальным комфортом и удовольствием для Вас в первую очередь. Плачь под дверью душа – штука неприятная, опять — таки, для Вас. Я хожу в душ, когда дети спят. Переживать тревогу разлуки, страх потери контакта с мамой помогает совместная игра в различные варианты пряток (можно прятать игрушки, можно прятаться самой за дверью ванной). Мои дети очень любили «догонялки — пряталки». Успехов и радости Вам и вашему сыночку. Можете писать мне на talaj_nata@tut.by или связаться по скайпу natalia_talaj.

    2. Спасибо))) да играем мы с ним догонялки — прятки. Когда играем — не плачет) а как поступать с моими отлучками? пусть ревет, пока я в магазин скажу, а он с бабушкой? Подруга так отучала — говорит, оставлять его почаще без мамы. А это не останется у него на всю жизнь в памяти, что мама его бросала? страшно ведь психике ребенка навредить, чтобы у него не сформировался какой-нибудь страх

    1. Наташенька, я-то что… Собираю Ваши вопросы, а уж Наталия на них отвечает)) Очень рада, что задаете вопросы нашему детскому психологу!

  2. С большим удовольствием прочитала очень полезные советы поведения ребенка в социуме. С удовольствием прочитаю продолжение

  3. Алена, перечитайте свой предыдущий комментарий: «страшно, чтобы не сформировался страх». Перестаньте транслировать свою тревогу сыну! Расставайтесь с сыном с предвкушением удовольствия от времени, которое проведете вне дома, возвращайтесь с радостью от полученных впечатлений. Вам необходимо снизить тревожный фон и поработать над чувством вины. Больше позитива!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

↓