Занятие по развитию речи: «Пора года: осень»

Начинаем новый раздел в «Оранжевой семье» : занятия по развитию речи.

Будем вместе изучать окружающий нас мир и расширять словарный запас ребенка. Материал ориентирован на детей 3-5 лет, подбирайте задания, опираясь на знания и умения своего ребенка. Важно не только выполнить нижеуказанные задания, но и максимально часто использовать полученные знания в обычной жизни, чтобы закрепить материал. Не обязательно делать все за один раз, желательно, чтобы одно занятие не превышало 15 минут. Кроме того, не забываем чередовать виды деятельности. Если у Вас есть интересные материалы по данной тематике, то обязательно делитесь, сделаем наши занятия интересными и очень полезными.

Занятие по развитию речи: «Пора года: осень»Занятие по развитию речи: "Пора года: осень"

Перед занятием (желательно во время прогулки) расскажите ребенку про погоду на улице, состояние природы (растения, животные):

  • скажите, какое сейчас время года
  • обратите внимание на осенние изменения погоды (на улице стало холоднее, чаще идет дождь и дует холодный ветер)
  • объясните, почему человек начал одеваться теплее, пусть ребенок расскажет о своей одежде.

Дома посмотрите картинки с изображением осени , обратите внимание на внешний вид и состояние деревьев, травы. Можно посмотреть клип и внимательно послушать песенку, обсуждая с ребенком те картинки, которые изображены.

Игры и задания для детей

  1. Прочитайте и выучите стихотворение с ребенком:

Дождик, дождик,
кап-кап-кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.

2. Пальчиковая гимнастика

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, листья рябины (Загибаем пальчики, начиная с большого на другой руке)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (Средний и указательный пальчик “шагают” по столу”)

3. Стихотворения про осень, обсудите с ребенком

  • Осень

Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.

  • Осень

Падают, падают листья — в нашем саду листопад
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят
Птицы на юг улетают -гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали

  • Из развивающей книжки с наклейками “Времена года”. Прочитать стихотворение, а затем изучить картинку, найти перечисленные описания осенней погоды.

Занятие по развитию речи: "Пора года: осень"

Осенью прекрасен лес,
Много в нем своих чудес,
Кружат листья, опадают,
Вся природа засыпает.
Осень знают все на свете:
Тучи, дождик, дует ветер,
И неласкова природа —
Вот такое время года.

4. Загадки про осень

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осень)

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад )

Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам…  (Дождик)

Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?   (Дождь)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.  (Лужа)

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.  (Осень) 

Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под … (Зонт)

Осенью он часто нужен —
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)

Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки! (Туман)

5. “Осеннее творчество”

  • Рисование пальчиками

Занятие по развитию речи: "Пора года: осень"

Листопад.

Подготавливаем листок бумаги, на котором нарисован ствол дерева, краски — красный, желтый и оранжевый. Рисуем листочки на дереве и на земле пальчиками: обмакиваем пальчик в краску и прижимаем к листу.

“Кленовые листья-ладошки”.

Подготавливаем лист бумаги (желательно формата А4), краски желтого, красного и оранжевого цвета. Взрослый при помощи кисточки или спонжика наносит на ладошку краски, и помогает ребенку аккуратно перевернуть ладошку и сильно прижать к листу бумаги. Вот и получился “кленовый листик”

  • Аппликация из пластилина

Веточка с листочками. На листочке картона рисуем веточку без листьев. Ребенок из пластилина (красного,оранжевого, желтого, зеленого цветов) делает листочки: из маленьких кусочков пластилина раскатывает маленький шарик, затем приклеивает к веточке.

  • Аппликация из бумаги

Листопад. 

На листе бумаги рисуем ствол с ветками. Из цветной бумаги (желтого, красного, оранжевого цветов) ребенок делает «листочки» — рвет на маленькие кусочки бумагу и приклеивает на дерево, возле него и под ним.

Мультфильмы про осень

Веселых и интересных занятий с Вашим малышом!

С любовью и уважением, Ваша Марина, Оранжевая семья

Если статья понравилась, то расскажи о ней друзьям! Пост!

Занятие по развитию речи: «Пора года: осень»: 14 комментариев

  1. Класс! Спасибо за информативную статью! Стишок мы выучили, рисунок в планах сделать, а вот загадки не все разгадали, но не беда, у нас еще будет куча попыток. Аппликация подойдет даже для младшего сына (2,5 года). Особенно понравилось видео, пересматривали несколько раз)))

    1. Юлечка, рада тебя снова видеть и читать))
      Почему-то тебя отправили в спам)
      Спасибо за похвалу. Очень приятно.
      Мы сейчас с Марго занимаемся, логопед дает задания, я сама ищу дополнительную информацию. Вот решила делиться, надеюсь, что мамам пригодиться))

    1. 🙂 🙂 🙂
      В любом случае, взрослые могут как минимум со своим ребенком порисовать и т.п., развитие мелкой моторики никому не помешает)))

  2. Мариш, привет! Какое увлекательное занятие! Осень благодатное время. Занятие можно провести весело, познавательно и даже очень и очень вкусно. Ведь осень — это пора для сбора урожая. А чего стоит сам листопад — золотой дождь да и только! Ух, разошлась я, правда? Просто почему-то в этом году я осени как-то и не увидела, а жаль.

    1. У нас осень была чудная! Тепло, красиво, листочки… Ммм, золотая осень была просто волшебной!
      К сожалению, так и не получилось сфотографироваться))
      А сейчас наступило время, которое я не очень люблю, жду снега))

  3. Марина, очень хорошая подборка для развития малышей. Прочитала, что ты советуешь рисовать пальчиками, подумала, что сама я никогда так не рисовала, а может и нужно было, да только так делать мне никокто не советовал в свое время.

    1. Спасибо, Софья, за похвалу)) Очень приятно07

      По поводу рисования пальчиками. Без развития мелкой моторики речь не будет активно улучшаться, поэтому нужно придумать как можно занятий для маленьких пальчиков)) Это и пальчиковая гимнастика, и лепка, и рисование пальчиками, и складывание паззлов, конструкторов и т.п.

       

    2. Марина, а вот из пластилина я много лепила, хоть маме моей и не очень нравилось, что потом пластилин иногда с полу соскребать нужно было, это мне не запрещалось. Почему-то я очень любила лепить солдатиков, целые армии у меня были вылеплены. 

    3. По поводу пластилина… Моя сестра, когда была маленькй, облепила мне им весь стол…17 Долго я его отдирала… 

      Маргоше я давала соленое тесто сначала, все-таки оно безопаснее. А сейчас в саду лепят пластилином))

    1. Тут не на возраст нужно ориентироваться, а на способности ребенка. Я думаю, Мишутка многое сможет сделать 47

  4. На сколько я знаю, быстрее высего ребенок начинает хорошо разговаривать, когда попадает в садик к большому количеству детей.

    1. У меня дочка начала разговаривать, и то не сразу. Но вот качество произношения оставляет желать лучшего. Поэтому занимаемся сейчас))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

↓